26 заседание Верховного суда Северной Осетии по делу Кулаева

13 сентября 2005 г.

 

 

Тамерлан Агузаров, председатель Верховного суда Северной Осетии:

- Продолжаем рассмотрение уголовного дела в отношении Кулаева Нурпаши Абургкашевича, обвиняемого в совершении преступлений предусмотренных статьями 209 ч.2, 205 ч.3, 30 ч.3, 206 ч.3, 105 ч.2 пунктами: а, в, д, е, ж, з; 30 ч.3, 105 ч.2, пунктами: а, в, д, е, ж, з; 317, 223 ч.3 Уголовного кодекса Российской Федерации. Пожалуйста, секретарь, доложите о явке лиц, вызванных на судебное заседание.

Секретарь:

- На судебное заседание явились потерпевшие: Меликов, Дзандарова. Остальные по неустановленным причинам не явились.

- Объявляется состав суда. Председательствующий Агузаров. Обвинение представлено в лице 1-го заместителя прокурора РСО-Алании, старшего советника юстиции Черчесова Аслана Владимировича, старшего прокурора управления Генеральной прокуратуры РФ на Северном Кавказе, старшего советника юстиции Семисыновой Марии Степановны. Защитник подсудимого - адвокат Плиев. В суд явились потерпевшие вышеперечисленные. Секретарь судебного заседания Кохова. Меликов Казбек Борисович, у Вас есть отвод к составу суда?

- Нет.

- Спасибо, присаживайтесь. Дзандарова, кто законный представитель? Дзебоева, да? Жанна Валерьевна, да?

- Да.

- У Вас есть отвод к составу суда?

- Нет.

- Спасибо, присаживайтесь. В соответствии со статьей 268 УПК разъясняю явившимся потерпевшим их права. Вы в праве знать о предъявленном обвиняемому обвинений, давать показания, отказываться свидетельствовать против самого себя и своих близких родственников, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать показания на родном языке, иметь представителя, знакомиться с процессуальными документами, получать копии постановлений, участвовать в судебном разбирательстве, в суде 1 и 2 инстанции, надзорной инстанции, выступать в судебных прениях, знакомиться с протоколом судебного заседания, приносить на него свои замечания, обжаловать приговор, постановление суда. Вы не в праве уклоняться от явки по вызову в суд, давать заведомо ложные показания или отказываться от дачи показаний, разглашать данные предварительного следствия. Меликов Казбек Борисович, Вам ясны Ваши права?

- Ясно.

- Спасибо, присаживайтесь. Дзебоева Жанна Владимировна, Вам ясны Ваши права?

- Да.

- Спасибо, присаживайтесь. Переходим к допросу. В судебное заседание вызван педагог. Пожалуйста встаньте. Где он? Педагог. Назовите фамилию, имя, отчество.

- Туганова Аза Хазбиевна.

- Образование.

- Высшее, СОГУ.

- Специальность.

- Историк.

- Место работы.

- Управление образования.

- Спасибо, присаживайтесь.

 

 

- Меликов Казбек Борисович. Пожалуйста. Казбек Борисович, по данному делу потерпевшими признаны Ваши 2 сына. Назовите полные инициалы их, пожалуйста.

- Меликов Таймураз Казбекович. И Меликов Азамат Казбекович.

- Число, месяц, год рождения можно?

- Таймураз, 7 ноября 88 года. Азамат, 16 марта, 90 года.

- Они присутствуют в зале судебного заседания?

- Они нет.

- Пожалуйста. Значит, Казбек Борисович, суд предупреждает Вас об уголовной ответственности за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний. Пожалуйста, дайте подписку суду. Пожалуйста.

Старший прокурор управления Генеральной прокуратуры РФ на Северном Кавказе Мария Семисынова:

- Казбек Борисович, скажите пожалуйста, Вам где-либо доводилось видеть подсудимого раньше?

- Нет.

- Скажите, вот Таймураз и Азамат, Ваши сыновья, находились в заложниках?

- Они находились все 3 дня в школе.

- Вы признаны законным представителем?

- Да, да.

- И допрашивались в качестве такового?

- Да, допрашивался.

- Скажите, вот в результате пребывания их в заложниках, они получили какие-либо ранения?

- Оба получили ранения тяжелой степени. До сих пор у старшего осколки в легком.

- Находились на излечении в больнице?

- Да. Они были в Москве 2 раза. Младший в голову был ранен, а старший в легкое. Но не смогли там из легкого извлечь эти осколки, не знаю почему.

- Значит, даже оперировались, да?

- Да, да, обязательно.

- Скажите, ваши дети могут быть допрошены здесь?

- Нет. Я против того, чтобы их допрашивали.

- Ну, еще такой вопрос. Наверное, Вы передачи по телевидению смотрите.

- Ну, наверное.

- И дети тоже.

- Дети нет.

- А вот относительно Кулаева они ничего не говорили Вам, видели его, не видели. И при каких обстоятельствах, если видели.

- Видеть они, в смысле, видели наверное. Но я с ними насчет него не разговаривал.

- Нет вопросов.

Таймураз Чеджемов:

- Нет вопросов.

Тамерлан Агузаров, председатель Верховного суда Северной Осетии:

- У потерпевших есть вопросы?

- Нет.

- У подсудимого?

- Нет.

- Адвокат?

- Нет.

- Спасибо, присаживайтесь. Дзебоева. Фамилия, имя, отчество.

 

 

- Дзебоева Жанна Ладеевна.

- Число, месяц, год рождения.

- 24 октября, 1960 год.

- Место жительства.

- Беслан, Переулок Терский, 5 а.

- Жанна Ладеевна, суд предупреждает Вас об уголовной ответственности за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний. Пожалуйста, дайте подписку суду. Жанна Ладеевна, вы были в заложниках?

- Да.

- Вы допрашивались в судебном заседании на следствии?

- Да.

- По делу потерпевшей Ваша дочь признана.

- Да.

- Ваше отношение к тому, чтобы ее допросить в судебном заседании?

- Она не хочет. Сначала хотела, а сейчас уже не хочет. Растерялась.

- Вы можете ее забрать.

- Спасибо. У Вас не было вопросов? У нас нет больше вызванных, явившихся в суд потерпевших.

 

Таймураз Чеджемов:

- Можно ходатайство?

- Да, пожалуйста.

- Ваша Честь, в газете «Северная Осетия», по-моему за 24 августа 2004 года, была опубликована информация о заседании антитеррористической комиссии Северной Осетии - Алания. В этой публикации указано, что на заседании этой комиссии были рассмотрены ряд вопросов, связанных с предупреждением террористической деятельности. В частности содержится информация о том, что на заседании этой комиссии было принято решение, был составлен план на случай опасности террористической акции. В числе принятых мер указано, что в МВД было принято 120 специалистов по борьбе с террором. Я думаю, что для того, чтобы правильно суд мог представить себе ситуацию с терактом, с деятельностью наших силовых можно сказать структур, по профилактической деятельности, по борьбе с террором. Нужно истребовать, об этом и мое ходатайство, из комиссии по антитеррористической деятельности протокол заседания этой комиссии, решения принятые этой комиссией, и план мероприятий по пресечению террористической деятельности. Там написано, что составлен план, обширный и подробный план, по которому наметили целый комплекс мероприятий по недопущению терроризма в республики. Я думаю, повторяюсь, это имеет большое значение, чтобы прояснить ситуацию по действиям наших властей по предупреждению терроризма. Это первое. Второе. 1-3 сентября.

- Рассмотрим пока каждое ходатайство. Так, пожалуйста, мнения сторон.

Старший прокурор управления Генеральной прокуратуры РФ на Северном Кавказе Мария Семисынова:

- Уважаемый Высокий Суд, вот то ходатайство, которое заявлено представителем защиты, относительно вот действий этой комиссии по борьбе с терроризмом, оно конечно касается должностных лиц. Не Кулаева, не дела Кулаева. А касается дела, где привлечены должностные лица. Вот если бы, я полагаю, это ходатайство было заявлено по тому делу, то конечно необходимо было бы удовлетворять его. На данном этапе, по настоящему делу, я считаю, оно к делу Кулаева не имеет отношения. Поэтому, я прошу отказать.

- Я думаю, мнение потерпевших высказали представители потерпевших. Нет смысла их спрашивать.

Голоса из зала:

- Мы поддерживаем. А дело Кулаева из какого дела?

- Так, кто это? Сидакова. Сидакова, присядьте. Подсудимый.

Таймураз Чеджемов:

- Ваша Честь, можно пояснить. Уважаемый обвинитель, как и сказано, обвинение уже в течение года, по-моему, путает, и сознательно путает понятие о деле Кулаева и о деле по теракту. Дела Кулаева как такового нет. Есть дело по обвинению Кулаева, который участвовал в составе банды и захватывал заложников. И дело Кулаева – это дело о теракта. И в деле Кулаева закон обязывает прокуратуру выяснять и расследовать все обстоятельства, которые способствовали или могли способствовать совершению преступления. Это прокуратура дает свое толкование теракту и всем обстоятельствам, связанным с ним. Свое толкование, которое противоречит закону. Мы заявляли о том, что дело Кулаева выделено необоснованно, формально. Соответствует закону, а по существу, как говорил небезызвестный Ленин, это издевательство. Нормальное расследование по теракту предполагало ведение одного дела, в котором должны были быть вынесены все абсолютно обстоятельства. И действие банды, и действие всех структур, силовых в том числе, которые имели отношение к освобождению заложников и уничтожению этой банды. И мы сегодня говорим об обстоятельствах, которые имеют значение и даже для Кулаева. В определении степени его ответственности. И обстоятельства, которые относятся вообще к теракту, а я говорю, что они относятся, они относятся и к делу Кулаева. Не надо путать, не надо искусственно разрывать эти понятия. Прокуратура почему-то никак не хочет касаться даже вопроса об ответственности, даже мы не говорим об ответственности. О тех действиях, которые совершали руководители силовых структур для того, чтобы предупредить теракты в нашей республике. Одним из этих терактов является вот этот печальный теракт 1-3 сентября. И это сыграет только положительную роль для того, чтобы суд в деле Кулаева выяснил, к этому обязывает его закон, причины и условия, которые способствовали совершению преступления.

Тамерлан Агузаров, председатель Верховного суда Северной Осетии:

- Вопрос по ходатайству. Вы попросили истребовать. Для чего?

- Для того, чтобы дать оценку действиям…

- Для приобщения? Я имею ввиду.

- Да, для приобщения к делу, конечно.

- Суд, выслушав мнения сторон постановил: ходатайство о востребовании у антитеррористической комиссии следующих документов: протоколы заседания комиссии от 24 августа 2004 года, решение комиссии и планы мероприятий по пресечению террористической деятельности на территории республики Северная Осетия – Алания, удовлетворить.

- Ваша Честь, и список принятых…

- Я записывал то, что Вы говорили.

- Я говорил, что было …

- Протокол решения и план мероприятий.

- Я тогда отдельно заявлю можно еще?

- Я думаю, что мы истребуем тот протокол, который был 24 августа. Там естественно…

 

- По-моему, 23 августа. Можно еще ходатайство?

- Да, пожалуйста.

- Ваша Честь, вот в этих документах указано, что в МВД было принято 120 специалистов по антитеррору. Я думаю, очень интересно будет посмотреть, какую роль сыграли эти специалисты по антитеррору, кто они, были ли они на самом деле приняты, в событиях 1-3 сентября. Потому как, приняты специалисты по антитеррору. Я прошу истребовать списки этих 120 человек из МВД РСО-А.

- Это в рамках первого ходатайства?

- Нет, это отдельное ходатайство. Истребовать из МВД РСО-А список лиц 120, которые якобы были приняты для борьбы с террором. Специалистов много, а гибнут люди сотнями.

- Так, пожалуйста.

Старший прокурор управления Генеральной прокуратуры РФ на Северном Кавказе Мария Семисынова:

- Уважаемый Высокий Суд, не знаю, насколько связан Кулаев с предыдущим ходатайством, поскольку Вы удовлетворили. Но я думаю, что с 24 августа по 1 сентября за 6 дней никак не могли они принять этих 120 специалистов. Решение это принято, как говориться, на определенный более длительный срок. Сейчас, даже если истребовать этот список, что он даст нам для того, чтобы установить вот истину относительно обвинения, предъявленного Кулаеву. Это то, что вот именно касается списка лиц.

Таймураз Чеджемов:

- Я не говорил о том, что они были приняты после 23 августа. Они приняты до 23 августа, уважаемый Прокурор.

Тамерлан Агузаров, председатель Верховного суда Северной Осетии:

- Я прошу тишину в зале. Дудиева. Подсудимый.

- Не возражаю.

- Адвокат?

- Не возражаю.

- Суд, выслушав мнения сторон постановил: ходатайство о востребовании из МВД списка 120 лиц, принятых на службу в МВД по борьбе с терроризмом, удовлетворить. Есть еще ходатайства?

Таймураз Чеджемов:

- Есть. Ваша Честь, 1-3 сентября телеканал РСО-Алания освещал события в Беслане. Я могу сказать, что довольно подробные кадры мелькали на экранах нашего телевидения о том, что происходит в Беслане. Я думаю, что эти записи могли бы в значительной мере помочь нам разобраться в той ситуации, которая происходила в Беслане. Они помогли бы нам оценить и действии я боевиков, и действия всех лиц, включая даже ополченцев. Тех событий, которые разворачивались 1-3 сентября. Я прошу Вас истребовать из ГТРК «Алдания» все записи, которые проводились ими 1-3 сентября в Беслане, включая интервью Андреева, Дзасохова, Дзантиева, Рошаля и конечно же Дзугаева.

Тамерлан Агузаров, председатель Верховного суда Северной Осетии:

- Таймураз Бицаевич, Вы просите истребовать все записи?

- Да.

- Зачем еще тогда отдельно о ком-то говорить. Речь идет о всех записях, которые проводились.

- Ну, вдруг они не так поймут, или не все поймут. Чтобы прокуратура не истолковала мое ходатайство по другому. Может меня телекомпания «Алания» не совсем точно поймет. Я поэтому и говорю, что включая интервью. Они ведь не о событиях в Беслане, не в Беслане снимались. А я прошу записи, которые они делали на месте событий и интервью отдельно. Насколько мне известно вот Дзасохов давал интервью на даче у себя, сидя там. Поэтому я прошу истребовать и интервью этих лиц. Я думаю, они помогут нам оценить.

- Перечислите пожалуйста еще раз их.

- Андреев, Дзантиев, Рошаль, Дзасохов, Дзугоев. Дзантиев я сказал, да? Все. Спасибо.

- Пожалуйста.

Старший прокурор управления Генеральной прокуратуры РФ на Северном Кавказе Мария Семисынова:

- Уважаемый Высокий Суд, в принципе мы не возражаем против истребования вот этого материала, который, как говорят, освещался по телевидению но нам бы еще посмотреть те материалы, которые приложены к делу, вот по настоящему делу. Я думаю, они же тоже будут демонстрироваться здесь, в судебном заседании. Мы будем их смотреть. А в принципе, мы не возражаем.

- Это мы естественно будем смотреть. Об этом и говорить не надо. Подсудимый.

- Не возражаю.

- Адвокат.

- Не возражаю.

- Суд, выслушав мнения сторон постановил: ходатайство о востребовании из ГТРК «Алания» записей, проводимых 1-3 сентября 2004 года в городе Беслан, включая интервью Андреева, Дзасохова, Дзантиева, Рошаля, Дзугаева, удовлетворить. Баликоев. Есть еще ходатайства? Объявляется перерыв до 20 сентября.